понедельник, 23 июля 2007 г.

"Проблема христианского осмысления болезней все чаще поднимается практикующими православными врачами, в том числе врачами-священниками. Речь даже идет о попытках создания православной медицины. Попытках, впрочем, малоуспешных. Возможно, эта не успешность связана с тем, что теоретические воззрения и практика современной научной медицины формировались в новоевропейской традиции даже не на языческих, а на атеистических основаниях. В этой связи медицину и христианскую церковь сегодня разделяют огромная мировоззренческая пропасть. В истории медицины можно найти систему языческой медицины (Гиппократ, Гален), атеистической медицины (новоевропейский комплекс медицинских дисциплин). Однако, никакой "православной медицины" еще не бывало. Как не было "православной физики" или "православной ботаники". Святые отцы Православной Церкви, не оставили сочинений о какой-либо особой христианской медицине. Идея религиозного основания медицины, - надо это признать, - особенно чужда для современного медицинского сообщества в целом.
         С другой стороны, возможность создания христианской медицины не кажется совершенно беспочвенной и бесперспективной затеей. Плодотворность христианского церковного опыта уже обнаружила себя при выходе из тупика постмодернизма. Возвращение даже отдельных христианских идей в современную педагогику, историю, этику оказалось живительным для этих дисциплин. Медицина нуждается в ассимиляции церковного взгляда на человека не меньше. Другое дело, что при создании православной медицины, понимаемой как православный подход к болезни, здоровью и лечению, не следовало бы повторять ошибки, допущенные совсем недавно при формировании коммунистической утопии: когда идеологические клише и философские штампы пытались непосредственно "натягивать" на действительно протекающие события. Представления Церкви о Боге, богослужении и нравственности вряд ли удастся непосредственно применить к осмыслению этиологии и патогенеза заболеваний. Однако, теология и медицина имеют те близкие методологические и философские основания, которые обеспечивают возможность плодотворного диалога между ними. Общий язык и систему понятий для такого диалога вполне могла бы дать христианская антропология, которая понимается как систематизированное изложение учения христианской церкви о человеке. Как неотъемлемая часть догматического богословия, христианская антропология зиждется на различении трех фундаментальных понятий: личность, природа, энергия". [Статья "Болезнь как проблема христианской антропологии"]

Комментариев нет: